Все мы по-разному понимаем, что такое хороший текст, тем более, когда мир делится на заказчиков и райтеров этих самых текстов. Первые хотят за минимальные деньги получить качественный контент, который решит стратегические задачи их компании. А вторые стремятся написать максимум знаков в час, чтобы зарабатывать прилично и не сильно грузить голову. В итоге конфликт очевиден. Чтобы договориться, тут не обойтись без четкого технического задания, которое выступает как некий договор между заказчиком и исполнителем.
Когда техзадание особенно важно
Конечно же, тексты лучше заказывать у надежных исполнителей, работая с ними на протяжении долгого времени, тем более, если речь на самом деле идет о качестве, к примеру, при ведении экспертного корпоративного блога. При этом бывают ситуации, когда приходится работать напрямую с исполнителями на бирже текстов. Особенно важно техническое задание в том случае, если у вас большой заказ, который будут выполнять несколько авторов, а итоговые тексты вы планируете разместить на одном ресурсе. Единство стиля, оформления и слога будет легко замечено вашими клиентами, так что нужно постараться максимально унифицировать результаты работы наемных писателей.
Кроме того, есть категория авторов, которая не берется за тексты с хорошо проработанным техническим заданием: ведь в таком случае им придется соблюдать все пожелания заказчика и по-настоящему думать над содержанием текста, а не печатать очередную отписку. В таком случае качественное тз поможет вам отсеять тех, кто не готов стараться и вкладываться в работу.
Одним словом, техническое задание для текста – необходимый документ, который позволяет максимально предсказать результат вашей совместной работы с исполнителем. А составить задание грамотно на самом деле не так уж и сложно. Это скорее формальный процесс, который отнимет ваше время лишь при первом создании шаблона.
Содержание технического задания
Какой бы текст вы ни заказывали, в техническом задании к нему должны значиться основные требования, причем не только формальные, но и содержательные. Мы расписали те пункты, которые важны для составления наиболее полного техзадания. Какие-то из них можно опускать в определенных ситуациях. Так что в любом случае ориентируйтесь на ваши потребности и нужды.
- Название текста. Как показывает практика, заголовки для текстовых материалов лучше придумывать самому заказчику. Во-первых, это позволит привести весь контент к некому хотя бы внешнему общему стилю, а, во-вторых, при работе с несколькими авторами избавит вас от необходимости перепроверять названия, чтобы избежать дублирования.
- Цель статьи. Будет нелишним, если из технического задания автор поймет, для чего он пишет текст: где будет размещен контент, к какому действию посетителя сайта должна привести статья и так далее. К примеру, в тексте могут описываться варианты зонирования пространства в интерьере, а в итоге клиенту должна предлагаться бесплатная консультация по дизайну.
- Аудитория читателей. Если вы можете описать аудиторию, которая прочтет вашу статью, включите эту информацию в техзадание. Это направит писателя, настроит на нужный лад и он выберет нужную манеру написания текста. К примеру, если у вас школа бизнеса для женщин, укажите, что текст прочитают в первую очередь девушки от 23 до 35 лет с высшим образованием и определенным уровнем достатка.
- Информация о компании. Скорее всего, в статье каким-то образом будет упоминаться ваша компания (иначе, зачем создавать текст). Напишите в техзадании не только название фирмы, но и в двух словах, чем вы занимаетесь и какие имеете основные преимущества. К примеру, компания «Карандаш»: интернет-магазин канцелярских товаров и офисных принадлежностей, специализируемся на комплексном обеспечении офисов «под ключ» по подписке. В таком случае писатель включит в статью эту информацию. Если же в техзадании будет лишь ваше название, райтер вряд ли будет тратить силы и время на то, чтобы изучить вас и разобраться в тонкостях.
- Требования по стилистике. Объясните в техническом задании, какого текста вы ждете: его стиль, слог, использование терминологии. Кроме прочего, укажите, от чьего лица должен быть написан материал (от первого лица или от лица компании), а также как корректно обращаться к вашему читателю (на ты, на вы или вовсе на Вы).
- Требования по оформлению. Даже если это кажется очевидным, отметьте в техзадании, что текст должен быть разделен на абзацы. Здесь же можно попросить ввести в материал подзаголовков и их уровни, а также указать необходимость использования маркированных и нумерованных списков, цитат и изображений.
- Содержание материала. Чтобы точно получить от исполнителя то, что вам необходимо, напишите в техзадании о желательном содержании материала. Это можно сделать как в простой форме: «Рассказать про типы напольных покрытий, сравнить стоимость и надежность, подчеркнуть важность профессиональной укладки, дав ссылку на нашу компанию», так и более подробно, расписав непосредственное содержание статьи по подзаголовкам и разделам. Также при необходимости можно отметить, на какие вопросы должна отвечать статья, что конкретно из нее должен понять посетитель сайта.
- Примеры статей. Если у вас уже есть статьи, которые вас устраивают, а по стилистике и формату вы хотели бы заказать что-то похожее, обязательно оставьте в техзадании 1-2 ссылки на эти материалы. Также можно указать автору на статью конкурента, которая подходит вам по формату, уточнив при этом, что полный рерайт (копирование с заменой слов) недопустим.
- SEO-пареметры. Если статья имеет SEO-нагрузку, в техническом задании должны быть указаны ключи для использования, причем не поленитесь прописать необходимость точных вхождений, возможность склонять и разбавлять ключевики, а также частоту их использования.
- Ссылки и анкоры. При необходимости попросите писателя включить в статью ссылки на ваши ресурсы. При этом следует прямо прописать желаемы анкор, чтобы и вы, и поисковые роботы были довольны результатом работы.
- Объем материала. Обязательным пунктом техзадания является объем статьи. Кстати, не забудьте указать, считаете вы знаки с пробелами или без них, чтобы не получилось конфузов. Лучше указывать не точный объем, а промежуток, чтобы автор мог гармонично преподнести информацию, то есть не 3000 знаков, а от 2500 до 3000 или от 3000 до 3500 знаков.
- Уникальность текста. Укажите минимальный процент уникальности текста, который вы готовы принять, и обязательно дайте ссылку на ресурс, которым привыкли проверять этот параметр, так как порой системы показывают весьма разные результаты.
- Дополнительные критерии проверки. Помимо уникальности сервисы также умеют измерять заспамленность текста, количество воды, его соответствие инфостилю и некоторые другие параметры. Если хотите видеть качественные материалы, подходящие вашим критериям оценки, расскажите исполнителю, как будете проверять его работу и какие показатели будут для вас приемлемыми.
Особенности при работе с текстами разного качества
В интернете можно заказать тексты трех типов: уникальные материалы, копирайт и рерайт. Они отличаются по качеству обработки информации и могут быть использованы в разных ситуациях. Так для главной страницы сайта и основных страниц (текст о компании, позиционирование услуги и так далее) лучше заказывать уникальные высококачественные материалы. В корпоративном блоге seo-значения будет достаточно и копирайтерской статьи, хотя по возможности и здесь предпочтение стоит отдавать уникальным текстам. Рерайтерскую же работу можно использовать в том случае, если значение будет иметь само присутствие текста и его общее содержание, а не информация внутри и качество ее преподнесения, к примеру, если вы заказываете много типовых статей, которые будут размещены на разных ресурсах в качестве рекламы вашего бизнеса.
Технические задания для всех трех типов статей могут быть примерно одинаковыми. Выше мы описали то, как должно выглядеть задание для копирайтера. При составлении тз на уникальную статью, обратите особое внимание на требования к ее содержанию, а также стиль написания и дополнительные параметры (вода, заспамленность, инфостиль и пр.). А в случае рерайта по возможности укажите, какой именно материал автору стоит переработать, а также упомяните необходимое качество рерайта (поверхностный или глубокий, важно ли соблюдать такую же структуру текста и так далее).
Полное техническое задание будет выглядеть весьма объемным документом, но при этом на самом деле для каждой статьи вы будете менять лишь некоторые конкретные данные (название, содержание, ключевые слова и ссылки), а все остальное будет просто копироваться из документа в документ. Таким образом, на создание техзадания вы не будете тратить больше времени, чем обычно, а автор сможет четко понимать ваши пожелания и ожидания.
Добавить комментарий